Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что проблема автоматизации производственных процессов и процессов оперативного управления как средства повышения производительности труда всегда являлась и остается актуальной в народном хозяйстве. Необходимость автоматизации управления народным хозяйством и его звеньями объясняется задачами облегчения труда управленческого персонала, сдерживанием роста его численности, вызываемым развитием производства; усложнением производственных связей; увеличением объемов управленческой функции. Важную роль играет задача соответствия технической базы управления аналогичной базе производства, в отношении которого производится автоматизация.
Объектом исследования выступает ПАО «Элкод».
Предметом исследования является автоматизация производственных процессов.
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование процесса производства лампочек на предприятии ПАО «Элкод».
Основными задачами работы являются:
дать характеристику предприятию;
провести анализ производства лампочек на предприятии;
разработать практические рекомендации по автоматизации производственных процессов на предприятии ПАО «Элкод».
Разработки отечественных и зарубежных ученых по теории и проблемам управления производственным процессом составили теоретическую и методологическую основу работы.
Информационная база исследования основывалась на материалах, предоставленных как самой компанией, так и данными периодических изданий, учебной и справочной литературы.
При выполнении работы применялись различные методы исследования: абстрактно-логический, анализа и синтеза, расчетно-конструктивный, логического и сетевого моделирования, монографический, экономико-статистические, экспертных оценок.
Поставленные задачи определили логику и структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические основы формирования производственной деятельности
1.1. Понятие, сущность и содержание экономической эффективности производственной деятельности предприятия
В рыночной экономике каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным товаропроизводителем, вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства с учетом установленных государством налоговых выплат. Однако существуют общепризнанные категории и понятия, которые используются при решении проблем эффективности. Рассмотрим такие широко применяемые понятия, как экономия, экономический эффект и экономическая эффективность [22, с. 46].
Экономия – абсолютная величина, характеризующая сокращение затрат какого–либо ресурса (как правило, одного) в процессе производства продукции или оказания услуг. Экономия ресурсов количественно определяется как разность двух альтернативных вариантов потребления ресурсов, или как разность планового и фактического расхода, или как разность расходов в прошедшем периоде и в предстоящем и т.п. Понятие «экономия» используется с наименованием ресурса и в обязательном порядке указывается или отрезок времени, на протяжении которого наблюдается сокращение затрат, или объект, на котором рассматривается экономия[12, с. 32].
Понятия «экономического эффекта» и «экономической эффективности» относятся к числу важнейших при изложении основных вопросов экономики предприятия. В обыденной жизни мы часто употребляем слова «эффект» и «эффективность», отождествляя их соответственно с понятиями «результат» и «результативность».
Экономический эффект и эффективность как показатели успешности деятельности предприятия тесно связаны между собой.
Экономическая эффективность производства – результативность производственной деятельности, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами, выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования. Из данного определения вытекает, что уровень экономической эффективности есть сопоставление двух величин: экономического эффекта и производственных затрат и ресурсов.
В словаре Ожегова С.И. понятие «эффективный» трактуется как «действенный, дающий эффект», а понятие «эффект» определяется как форма действия, как результат чеголибо, следствия чего-либо [19, с. 22].
Определения эффективности, рассмотренные выше, позволили Борисову А.Б. расценивать эффективность как «результативность процесса, проекта, операции, которая определяется отношением эффекта, результата к затратам, определяющим его появление» [3, с. 25].
Атлас З.В. и Ионов В.Я полагают, что в самом первом приближении эффект и эффективность следует охарактеризовать как плодотворность определенных затрат труда и усилий. Эффективность производства является продуктивным для человека и общества результатом процесса производства [2, с. 78].
Исходя из выше изученных понятий эффективности, эффекта, можно сделать вывод, что некоторые ученые рассматривают такие понятия как «эффект», «итог», «результат» как схожие по смыслу понятия, поэтому возникла необходимость их разграничения.
Таким образом, эффективность выступает доминирующим признаком воспроизводства, который закрепляет в себе меру применения системы экономических категорий и законов с целью наибольшего удовлетворения общественных нужд при наименьших общественных издержках. Эффективность производства, имея согласованность производственных отношений и производительных сил, включает в себя его социальную и производственную результативность, поэтому представляет собой социально-экономическую категорию для каждого вида производства.
1.2. Система показателей, необходимых для оценки экономической эффективности производственной деятельности предприятия
Эффективная работа предприятия или организации зависит от организации деятельности хозяйственного субъекта, обеспечивающей ее нормальное функционирование и положительные конечные результаты его деятельности.
К обобщающим показателям эффективности деятельности относятся следующие, рис. 1.
Рисунок 1 – Обобщающие показатели эффективности деятельности [18, с. 291].
К важным обобщающим показателям эффективности производства принадлежит также доля прироста продукции за счет интенсификации производства. Это предопределяется тем, что при рыночных условиях хозяйствование выгоднее экономически и социально является не экстенсивным (за счет увеличения применяемых ресурсов), а именно интенсивным (за счет лучшего использования имеющихся ресурсов) развитие производства [11, с. 29].
Обобщающим показателем эффективности потребляемых ресурсов может быть показатель расходов на единицу товарной продукции, что будет характеризовать уровень текущих расходов на производство и сбыт изделий (уровень себестоимости) [41, с. 11].
Как известно, к себестоимости продукции потребляемые ресурсы включаются в виде оплаты труда (персонал), амортизационных отчислений (основные фонды и нематериальные активы) и материальных расходов (оборотные фонды).
Важнейшим показателем эффективности использования труда является его производительность. Чем выше производительность труда и, следовательно, ниже издержки производства, тем выше экономическая эффективность затрат труда [42, с. 105].
Обобщающими показателями, характеризующими использование основных производственных фондов, являются:
фондоотдача;
фондоемкость;
фондовооруженность;
фондорентабельность.
Изменение фондоотдачи характеризуется соотношением темпов роста выпуска продукции и темпов роста основных производственных фондов, или соотношением темпов роста производительности труда и темпов роста фондовооруженности.
К показателям эффективности оборотных средств относятся следующие:
коэффициент оборачиваемости;
длительность одного оборота в днях.
Для оценки эффективности производственных инвестиций в основном применяются следующие показатели:
чистый приведенный доход;
внутренняя норма доходности;
срок окупаемости капитальных вложений;
рентабельность проекта [33, с. 66].
Перечисленные показатели являются результатом сопоставлений
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно – методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 248с.
2. Атлас, З.В. Эффективность производства и рентабельность предприятий / З.В. Атлас, В.Я. Ионов. - М.: Мысль, 2017. – 197 с.
3. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2016. – 860 с.
4. Болдырева, Н.П. Оценка эффективности деятельности машиностроительных предприятий: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Оренбург, 2017. 171 с.
5. Игнатова, А.В. Исследование систем управления: учеб. пособие для ВУЗов / А.В. Игнатова, М.М. Максимцов. – М.: Финансы и статистика, 2010.
6. Кашанина Т.В. Корпоративное право. Учебник для вузов. М.:НОРМА_ИНФРА_М, 2015. – 815с.
7. Кислов Д.В. «Бухгалтерский баланс» Изд.: Гросс – Медиа, 2016 г. 446с.
8. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Анализ отчетности,2015. – 432с.
9. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 522с.;
10. Крохин А.В. Экономическое обоснование механизма привлечения заемного капитала для повышения эффективности деятельности в сфере общественного питания. 1 – ая Московская городская научно – практическая конференция «ВУЗЫ – НАУКА – ГОРОД» – М.,2015. – 228с.
11. Романов Ю.Ю., Корялогов А.Н., Красильников С.А., Маркетинг: Учебник – М., ЮНИТИ, 2016. – 560 с.
12. Семенов К.Д. Современный маркетинг. – М.: Инфра – М, 2012. – 308 с.
13. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2012.
14. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2016.
15. Современный маркетинг. / Под ред. Хруцкого В.Е. – М.:ЮНИТИ, 2012. – 765 с.
16. Теория маркетинга/ Под ред. М. Бейкера. – Спб.: Питер, 2012. – 464 с.
17. Титов В. И. Экономика предприятия: Учебник/ В. И. Титов. – М.: Эксмо, 2016. – 416c.
18. Титова В.А. Маркетинг:Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс,2012. – 448с.
19. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. – СПб: Геликон, 2012. – 213 с.
20. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации: Учебник для вузов. – М.: Изд. Дом «Инфра – М», 2016. – 411с.
21. Уткина Э.А. Маркетинг. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» Изд – во ЭКМОС, 2012. – 320 с.
22. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА – М. – 2012.
23. Хоминич И.П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание. / И.П. Хоминич. – М.: Изд – во Росс. экон. академии, 2015. – 156с.
24. Хруцкий В.Е., Корнееева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособ. – 2 изд., перераб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 528 с.